anabelle215

Categories:

"Бал-маскарад в парижской Опере". 1873 год - Эдуард Мане

«Из резких срезов композиции, жестко рассекающих фигуры слева и сверху, из заостренности ритмов и силуэтов, из столкновения темных и светлых, ярко окрашенных и совершенно черных пятен возникает зловещая сцена развлекающихся светских хлыщей и переряженных кокоток...»( М. Прокофьева)

Эдуард Мане "Бал-маскарад в парижской Опере". 1873 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

"... С годами характерная для Мане ирония принимает очевидную социальную направленность. В полотне 1873 года "Бал-маскарад в парижской Опере", написанном через некоторое время после разгрома Коммуны, глубоко потрясшего художника, ирония эта перерастает в откровенный сарказм. Из резких срезов композиции, жестко рассекающих фигуры слева и сверху, из заостренности ритмов и силуэтов, из столкновения темных и светлых, ярко окрашенных и совершенно черных пятен возникает зловещая сцена развлекающихся светских хлыщей и переряженных кокоток. В сочетании с черными и пестрыми пятнами копошащейся толпы кроваво-красный ковер под ее ногами воспринимается многозначительным намеком. Если Золя в опубликованной в 1871 году "Карьере Ругонов" вспоминал о торжестве бонапартистского переворота "над еще не остывшим трупом Республики", то так напоминало "версальский Париж", торжествующий над трупом Коммуны, то во французской живописи тех лет не было, помимо Эдуарда Мане, художника, так негодующе и точно показавшего дно "большого света". Картина "Бал-маскарад" еще раз развенчивает легенду о Мане как о бездумном и легкомысленном живописце, поверхностно относящемся к современности. Отдавая в повседневной жизни дань условностям, художник - мы убедились в этом - не скрывал своего отчетливо- негативного отношения к тому миру, который угрожал красоте и добру..."

По материалам послесловия М.Прокофьевой к книге А.Перрюшо "Эдуард Мане". - М.: ТЕРРА 

Мане успел закончить «Бал-маскарад» еще до того, как Опера, до тех пор помещавшаяся в зале на улице Лепелетье, была целиком уничтожена пожаром, вспыхнувшим в ночь с 28 на 29 октября (*Нынешнее здание Оперы, начатое Шарлем Гарнье в 1862 году, еще не было тогда закончено.). Эта «модернистская» работа вместе с двумя написанными на пленэре полотнами - «Ласточками» и «Железной дорогой» - составит его вклад в Салон 1874 года, где каждый художник - радующее изменение правил! - получит право выставить три произведения. ( из книги А.Перрюшо "Эдуард Мане". - М.: ТЕРРА )

http://impressionnisme.narod.ru/MANE/mane30_about.htm

http://aria-art.ru/Tema/Mane%20Je.html


Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened