anabelle215

Category:

Константин Коровин (1861 -1939). Избранные работы

Мостик.Константин Алексеевич Коровин. 1880-е
Мостик.Константин Алексеевич Коровин. 1880-е

Александр Бенуа от творчестве Константина Алексеевича Коровина (1861, Москва — 1939, Париж)

"Когда появились на Передвижных выставках первые картины К.Коровина, все у нас были еще так далеки от требований чисто живописных красочных впечатлений, что публика мучительно ломала себе голову, добиваясь разгадать «дикие» намерения художника.

«Кому нужна эта некрасивая барышня, стоящая среди березовых стволов, или эти три, ничего не выражающие, пестрые девицы, позирующие перед каким-то пастушком, и т. п.?» — с недоумением спрашивали себя посетители Передвижных выставок, пришедшие «поучиться жизни» у Вл. Маковского и его товарищей. Кое-какое понятие о красивом колорите существовало у нас даже в 70-х и 80-х годах, но красивыми в красочном отношении считались тогда разве только картины Семирадского, Харламова и К. Маковского, да в западном искусстве — Макарта, Бенжамен-Констана, словом, все несколько грубоватое творчество, соблазняющее толпу яркими и пестрыми созвучиями. Репин дал несколько образчиков отличных в красочном отношении картин, по большей части этюдов с натуры, но редко кто любовался этими его произведениями, и даже его поклонники больше изумлялись верности передачи натуры, нежели красоте, получавшейся благодаря этой верности. О красоте вообще мало было разговора, и даже совсем забыли о ее существовании. Картины Коровина, в которых художник добивался одного только красивого красочного пятна, естественно, должны были смутить многих. Этому способствовала еще и самая живопись Коровина: дерзко-небрежная, грубая и, как казалось многим, просто неумелая. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах — высокого достоинства, что автор их — настоящий живописец."

В парке. Константин Алексеевич Коровин. 1880
В парке. Константин Алексеевич Коровин. 1880
В мастерской художника. Константин Алексеевич Коровин. 1890-е
В мастерской художника. Константин Алексеевич Коровин. 1890-е
В мастерской художника. Константин Алексеевич Коровин. 1892
В мастерской художника. Константин Алексеевич Коровин. 1892
Бумажные фонари. Константин Алексеевич Коровин 1898
Бумажные фонари. Константин Алексеевич Коровин 1898
Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович. Вторая половина 1880-х
Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович. Вторая половина 1880-х
Коровин Константин Алексеевич – Настурции. 1888
Коровин Константин Алексеевич – Настурции. 1888
Коровин Константин Алексеевич – Осенью (Девушка в саду). 1891
Коровин Константин Алексеевич – Осенью (Девушка в саду). 1891
За чайным столом. Константин Алексеевич Коровин. 1888
За чайным столом. Константин Алексеевич Коровин. 1888

"За чайным столом изображено семейство Василия Поленова , учителя Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поленов нередко приглашал любимых учеников (а Коровин несомненно входил в их число) к себе на дачу, в деревню Жуковка.
Эта картина вызывает в памяти многочисленные завтраки импрессионистов.  В своем «чаепитии» Коровин использует излюбленный прием этого направления – эффект случайного кадра. В его пользу говорят такие детали, как отодвинутый стул на переднем плане справа. Кажется, сидящий за ним только что встал – и, возможно, потянулся за кистью? Из-за отсутствия постановочной композиции зритель уверен, что наблюдает обычную сцену дачного отдыха. Однако отнести эту картину к импрессионизму можно разве что с очень большой натяжкой. Потому что присущей течению легкости, спонтанности, мимолетности здесь не найти. Напротив, и композиция, и колорит тщательно выстроены.
Как классифицировать эту картину? Пейзаж? Натюрморт? Бытовая сцена? Групповой портрет? Последняя версия, пожалуй, наиболее полно проявлена. Жена Василия Поленова, Наталья, занята шитьем. Дочь Елена сидит напротив матери, ее мы видим со спины. Мария Якунчикова, сестра Натальи, увлеченно беседует с морским офицером напротив. Перекрестная композиция создает две линии – расслабления и напряжения, причем с интересным цветовым контрастом. Жена и дочь художника написаны теплыми охристыми тонами.  Линия Мария Якунчикова – офицер, напротив, написана холодными тонами синего и белого, а вот их позы свидетельствуют о горячей заинтересованности беседой и, возможно, друг другом, об увлеченности. Это колористическое противопоставление продублировано и в натюрморте: сияющая на солнце медь самовара и бело-голубой, выполненный в прохладных тонах чайный набор. В том же цветовом контрасте исполнен пейзаж: зеленые и охристые тона сменяют и дополняют друг друга.
Коровин в этом же, 1888 году, представил картину на восьмой выставке общества любителей художеств, и она имела большой успех."
( Алена Грошева; artchive.ru)

В лодке. Изображены Константин Алексеевич Коровин и художница Мария Васильевна Якунчикова. Константин Алексеевич Коровин. 1888
В лодке. Изображены Константин Алексеевич Коровин и художница Мария Васильевна Якунчикова. Константин Алексеевич Коровин. 1888
Осень. Аллея в Жуковке. Константин Алексеевич Коровин. 1888
Осень. Аллея в Жуковке. Константин Алексеевич Коровин. 1888
У окна.Константин Алексеевич Коровин. 1893
У окна.Константин Алексеевич Коровин. 1893
На даче. Константин Алексеевич Коровин. 1895
На даче. Константин Алексеевич Коровин. 1895
Летом. Сирень. Константин Алексеевич Коровин. 1895
Летом. Сирень. Константин Алексеевич Коровин. 1895
Мостик. Константин Алексеевич Коровин
Мостик. Константин Алексеевич Коровин
Коровин Константин Алексеевич – Терраса. Вечер на даче. 1901
Коровин Константин Алексеевич – Терраса. Вечер на даче. 1901

Особенности творчества художника Константина Коровина: увлечение светом и цветом присутствует, но в сравнении с французскими импрессионистами Коровин сохраняет слишком большую приверженность предмету изображения, свет и цвет для него чаще всего — прием и способ писать предмет, но не единственный повод для создания картины; отсутствие мимолетности, свет не растворяет предмет; декоративность; этюдизм; применение темных цветов, в то числе табуированного импрессионистами черного. 

Ручей.Константин Алексеевич Коровин. 1902
Ручей.Константин Алексеевич Коровин. 1902

В воспоминаниях одного из его учеников, Н.М. Чернышева, есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышёву в 1903 году во время болезни:

" По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить.
«Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.
Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали.
«Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством…
Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.
Если одну из них забыл — погиб."

Коровин Константин Алексеевич – Осень. На мосту. 1910-е
Коровин Константин Алексеевич – Осень. На мосту. 1910-е
В комнате. Константин Алексеевич Коровин. 1911
В комнате. Константин Алексеевич Коровин. 1911
Две дамы на террасе. Константин Алексеевич Коровин. 1911
Две дамы на террасе. Константин Алексеевич Коровин. 1911
Коровин Константин Алексеевич – Черемуха. 1912
Коровин Константин Алексеевич – Черемуха. 1912
Лето. Константин Алексеевич Коровин.
Лето. Константин Алексеевич Коровин.
Терраса. Константин Алексеевич Коровин. 1915
Терраса. Константин Алексеевич Коровин. 1915
Ветер.Константин Алексеевич Коровин. 1916
Ветер.Константин Алексеевич Коровин. 1916
В лодке. Константин Алексеевич Коровин. 1915
В лодке. Константин Алексеевич Коровин. 1915
Девушка с гитарой.Константин Алексеевич Коровин. 1916
Девушка с гитарой.Константин Алексеевич Коровин. 1916
У окна.Константин Алексеевич Коровин. 1917
У окна.Константин Алексеевич Коровин. 1917
Коровин Константин Алексеевич – Летним вечером у крыльца. 1922
Коровин Константин Алексеевич – Летним вечером у крыльца. 1922

 В картине "Летним вечером у крыльца", 1922 г. художник смог передать множество живописных нюансов, которые позволяют, несмотря на условную импрессионистскую стилистику, говорить  о реальности происходящего. Это и беспокойное предсумеречное небо, которое находит своё отражение в окне веранды, и подсвеченный потолок над крыльцом, и неровный цвет зелени – яркий у переднего плана картины, где достаёт свет, и тёмный до черноты в глубине полотна. Зелень на переднем плане изображена мазками, направленными в одну сторону, что привносит в картину с одной стороны динамизм, а с другой, некоторую эфемерность происходящего. Возможно, это совсем и не реальность, а всплывающая в памяти горячо любимая обстановка. Может, это именно тот дом, где собирались в своё время представители так называемого абрамцевского кружка, центром которого был меценат Савва Мамонтов…
 Это произведение Константин Коровин создал незадолго до того, как навсегда покинул свою  любимую родину – по настоятельному совету А. Луначарского живописец отбыл во Францию из нового советского государства, где  не мог найти себе места. Известно, что художник очень тосковал по родине. В Европе ему не хватало русской природы, родной речи, берёзок, вот таких вот вечеров у крыльца деревенского дома.

https://artchive.ru

https://www.wikiwand.com

http://kkorovin.ru

muzei-mira.com


Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened